Библия о Спасении


Спасение — это соединение человека с Богом. Только реальное соединение со Христом, а через Него — с Безначальным Отцом и Животворящим Духом дает нам спасение, которое невозможно вне Его единственного Тела — Единой Апостольской Церкви, которой принадлежит вся полнота дара искупления, «полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23). Каждый из христиан в момент Крещения становится храмом Божиим, сосудом, в котором должна обитать Пресвятая Троица: «не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1Кор. 6:19). «Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом» (2Кор. 6:16); «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Мы призваны иметь по дару Творца все то же, что имеет Сам Бог, кроме общения в Его сущности, «дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:19).

Священное Писание не говорит нам об Иисусе Христе как о личном Спасителе, так как Христос называется Спасителем Тела (Церкви): «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5:23). Спаситель прямо сказал, что без Него, вне Его Тела спасения нет: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6); «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне» (Ин. 17:9). Апостолам было известно, что Христос искупил не всех людей, а только тех, кто пожелал быть в Его Церкви, — «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25); «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47). Христос говорит нам: «Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего; кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15:4–6). «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25–27). Кто не в Церкви, тот и не христианин: кто «Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). После дня Пятидесятницы спасение возможно только в Церкви.

Христос и апостолы учат, что для соединения с Богом в Его Теле и спасения необходимы несколько условий: Истинная вера — «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:31), «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Но не всякая вера спасительна. Для спасения нужна точная вера, ибо ереси Царствия Божьего не наследуют: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота… ереси… поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:20).Вера должна быть не только точной, но живой, то есть соединенной с делами и с исполнением Божественных заповедей: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2:14). «Вера без дел мертва», — учит апостол Иаков (Иак. 2:20). Вера через дела оправдывает нас во Христе. Но спасение совершает не вера, не дела, но благодать Божия, входящая в человека через Таинства. Одной только веры недостаточно для спасения, необходимо соединение со Христом в Его Теле и постоянное нахождение в Нем, которые реализуются только через Таинства Крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16); «все мы одним Духом крестились в одно тело» (1Кор. 12:13) — и Святого Причастия: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56), «…ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:57).

В Книге Деяний святых апостолов (Деян 2:47) мы читаем: «Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Апостол Петр (Деян. 2:14–39) благовествовал иудеям о Господе Иисусе Христе, его слово «возродило» слушателей: «они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия?» (Деян. 2:37). Так бывает и в наше время: человек живущий без Бога в области полной тьмы возрождается через чтение слова Божия, впервые чувствует одобрение совести, в нем зарождается вера. Но для спасения одной веры и сокрушения сердечного (возрождения от чтения слова Божия) еще недостаточно, нужно соединиться с Богом в Его единственном Теле, получить прощение грехов и силу Святого Духа для духовного возрастания, почему апостол и сказал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38). «Охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось (к Церкви) в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41). К несчастью, враг рода человеческого — дьявол все чаще останавливает людей, возродившихся через Слово Божие, на пути ко спасению, говоря, что раз человек был таким плохим, а стал таким хорошим: узнал о существовании Бога, бросил пить, курить, употреблять наркотики, сквернословить и блудить, то он уже спасен, и не нужно ему стремиться с совершенству в соединении с Богом в Его Теле Церкви, достаточно лишь посещать созданную людьми общину, верить и благодарить Бога за спасение, к которому этот человек реально не причастен, так и оставаясь вне Христа, хотя это вопреки Новому Завету. Такие услышат от Господа страшные слова в День Суда: «Я   не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:23). Наличие веры во Христа не дает нам гарантии спасения, это лишь его важнейшее условие. Это фундамент, на котором нам необходимо строить храм души для вселения туда Духа Божия (1Кор. 3:16; 6:19). Христос является Спасителем Своего Тела Церкви (Еф. 5:23), которое Он искупил Своею Кровью (Откр. 5:9). Мы ничего не можем прибавить к искупительной Жертве Иисуса Христа, но нам нужно приложить усилия для того, чтобы воспринять ее: «Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16:16). Чтобы воспринять этот дар Спасения, сделать его лично своим и не отпасть от него необходимо много трудиться, чтобы при помощи благодати Божией искоренить грех, в нас живущий и действующий. Любой грех, любая страсть удаляет нас от Бога, от Церкви, от спасения, в то время как добродетели приближают нас к Всеблагому Богу, соединяя с Ним. Мы должны постоянно пребывать в Боге, не давая греху разлучать нас со Христом, очистить свое сердце от страстей (Мф. 5:8; 15:19). Только чистые сердцем узрят Бога (Мф. 5:8). Поэтому апостол Павел и укоряет христиан: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12). Ведь «всякий рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Ин. 3:9), «всякий рожденный от Бога, не грешит, но рожденный от Бога хранит себя» (1Ин. 5:18). Восприятие дара спасения состоит в очищении от греха (Деян. 2:38; 22:16), распятии плоти со страстями и похотями (Гал. 5:24; ср. 1Кор. 9:27; Еф.4:22–24; Кол.3:5–10 и др.), в отложении ветхого человека и облечении в нового человека (Еф. 4:24) и в достижении соединения с Богом (Рим 8:9–11; Гал. 2:20 и др.): «Итак, возлюбленные, имея такие обетования (соединение с Богом — 2Кор. 6:16,18),очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню (επιτελουντεςάγιωσύνην — достигая святости) в страхе Божием» (2Кор. 7:1).
«Со страхом и трепетом (пред опасностью погибели через грех) совершайте свое спасение» (Флп. 2:12). «Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14; ср. Кол. 1:22-23). «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2Пет. 3:14). Мы должны всеми силами стремиться к совершенству и святости, потому что чем более совершенны и святы мы будем, тем полнее мы соединимся с Богом, поэтому Православная Церковь со времен апостолов ставит особую цель — совершенствование своих членов до богоуподобления: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48); «по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках». (1Пет. 1:15), «плод ваш есть святость» (Рим. 6:22). «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36). Спасенные члены Единой Апостольской Церкви не только в этой жизни, но и после всеобщего Воскресения будут вечно уподобляться бесконечно совершенному Богу.  
Апостол Павел предсказал, что «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2Тим. 4:3). И сейчас лжеучителя, извратившие Евангелие в угоду своим страстям, приводят места Священного Писания, где говорится о благодати Божией, дарованной спасаемым в Теле Христовом по истинной неповрежденной апостольской вере: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8; ср. 2 Тим.1:9; Тит. 3:5); «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24; Ин. 3:16,18; 5:24; 6:47; 1Ин. 5:10–12 и др.), игнорируя множество других текстов Священного Писания о том, что спасаемым необходимо сделать для того, чтобы этот дар воспринять и сохранить.                                                                                                                                                         
Христиане, члены земной Церкви, подвизающиеся против греха, по слову апостола, не спасенные, а спасаемые: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47). «Слово о кресте... для нас, спасаемых, сила Божия» (1Кор. 1:18). «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» (2Кор. 2:15; ср. Деян. 15:11; Рим 8:24.). Мы можем лишь надеяться на спасение (Рим. 8:24). «Спасенные народы будут ходить (в Новом святом Городе Иерусалиме), когда явятся новое небо и новая земля» (Откр. 21:24). Истинная Церковь состоит из верующих и стремящихся к совершенству, но не из совершенных и безгрешных. Сами апостолы не считали себя совершенными, но лишь стремящимися к праведности: «говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед…» (Флп. 3:12–14). Даже «праведник едва спасается» (1Пет. 4:18). Когда у Господа спросили: «неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13:23,24).